Ацангуары

В.Н.Костиников

Ацангуары... Таинственные сооружения в альпийской зоне Западного Кавказа... Слабо иследованные постройки на гребнях высоких гор... Читайте статью сочинского краеведа Владимира Николаевича Костиникова, который в составе команды энтузиастов продолжает поиски и исследования и сейчас. Автор - член Сочинского отделения Русского Географического общества.

Замечательный русский учёный-ботаник Николай Михайлович Альбов, исходивший вдоль и поперёк горы Западного Кавказа, в 1893 году первым обратил внимание на древние каменные сооружения под названием "ацангуары" (ограды карликов), находящиеся в зоне альпийских лугов. Указав, что в литературе он не встречал Бзерпинский карнизупоминания об этих "любопытных памятниках старины", автор отмечает их "широкое распространение по всей Абхазии" и что с ними "у абхазцев и самурзаканцев связано одно любопытное предание". Он пишет: "Почти на всех горах Абхазии можно встретить оригинальные сооружения, имеющие вид низеньких оград, грубо сложенных из камней, без всякого цемента. Они расположены то в виде четырёхугольника, иногда разделённого ещё на отделения, то в виде неправильного круга. Часто они находятся в полуразрушенном состоянии, и тогда их нетрудно смешать с обыкновенными осыпями камней, хотя всё-таки искусственный их характер выдаётся их правильным расположением. Так как постройки эти имеют мало типичного, то я, да и всякий другой наблюдатель, склонен был бы считать их за простые ограды, устроенные пастухами для своих стад, если бы у туземцев не существовало о происхождении их предание".

В предании сообщается, что самыми первыми поселенцами горной Абхазии являлись удивительно маленькие человеческие существа -Ацангуар хребта Ачишхо. крошечные "ацаны". Когда-то в старину они занимали все наши горы. Это было ещё до появления теперешнего населения.
Ацаны были людьми, но особого рода. Говорят, что их насчитывалось так же много, как сейчас муравьёв. И не хватало им земли. Это был ещё дикий народ. И ходили они по нагретой солнцем стране без одежды.

По своему физическому облику ацаны представляли собой карликовое племя. Обладая малым ростом, они могли свободно взобраться на самую верхушку папоротника и производить там обрезку его ветвей. Ацаны почти не были видны, когда передвигались по земле. Вот почему они могли незаметно подойти к оленям и спокойно доить их.
Несмотря на свой рост, ацаны были упитанным народом, имели широкую грудь и мощные плечи, отличались большой физической силой.

Говорят, например, что однажды какой-то из ацанов, охотясь в недоступных горах, убил громадного "лесного быка". Возле него отчаянного карлика можно было заметить лишь с большим трудом. Подошёл к нему "герой из героев", богатырь - нарт Сасрыква, случайно оказавшийся вблизи. В подобных случаях, по обычаю, охотник, убивший дичь, предлагает посетителю взять часть добычи. Так поступил и ацан.

- Дай мою долю, остальное твоё, - сказал Сасрыкве хозяин дичи.
- Нет, - ответил хитроумный Сасрыква,- возьми ты сколько сможешь, а мне хватит то, что останется. А сам думал: много ли сможет поднять этот странный малюсенький человечек. Но ацан понял всё это и, не долго думая, проворно связал зубра по ногам, взвалил всю добычу на плечо и преспокойно направился домой, оставив Сасрыкву с носом.
Будучи детьми природы ацаны не знали ни одежды, ни огня и питались в основном молочными продуктами своих стад и сырым мясом. Воду они брали из ручьёв, бежавших из подземных родников. В мире тогда царило особое благоденствие. Люди вовсе не хворали, ибо не было болезней и непогоды. Даже в горах не бывало ни холода, ни ветра, ни ливней, ни снега, ни града. Человек не знал ещё что такое зима. Стояло бесконечное тёплое лето. Они не знали смерти.

Ацаны выращивали хлеб, причём, как говорят, эту культуру люди получили от ацанов. В основном же они занимались ацангуар с окном Царскийохотой и пастушеским хозяйством. Разводили мелкий рогатый скот. Своё стадо они содержали в специальных каменных оградах. Эти небольшие ограды, построенные отдельно для себя и для своих коз и овец, называются "ацангуарами", то есть "оградами ацанов".

Никого, кроме нартов, ацаны не знали. И знать не хотели. Даже небожителей.
Ацаны имели понятие о том, что где-то наверху пребывает всемогущий бог. Они даже являлись воспитателями его племянника по сестре.

Оказались они в родственных отношениях с самим богом не по своей воле. Однажды, когда ацаны сидели в своей "ограде-крепости", неожиданно с небес спустился к ним какой-то чудесный младенец в золотом коробе. Добрые человечки приняли его с радостью и воспитали мальчика с великой заботой. И рос он не по дням, а по часам. И вырос таким, каким положено быть божьему сыну. Прошло время, и он покинул своих воспитателей, вознесся обратно в небо.

По этому ли, или чему другому, но вдруг ацанам стало казаться, что им на земле всё позволено. Их ничто уже не удерживало от зазнайства и неповиновения кому бы то ни было, от недостойных поступков. Возгордившись так, они стали совершать самые непристойные действия. Ни бога, ни людей - никого знать не хотели.
- Кто такой бог? Наверху - небо, а внизу - мы, - говорили они.

Ацаны стали настолько нечестивыми, что всячески портили источники воды. Бурные реки высыхали и пропадали, если они поселялись на их берегах.
Всё это не нравилось богу. И он решил достойно наказать ацанов за их богохульство и неверие.

Однажды "Трёхсотлетний большой отец" ацанов, находясь при стаде, отдыхал, как обычно, сидя в тени, которая падала от длинной бороды козла. И вдруг он заметил, что обычно неподвижная борода что-то начинает странно пошевеливаться. Это был ветер, который бог впервые наслал на землю. Страшное беспокойство охватило мудрого карликового старца. И все ацаны почувствовали, что надвигается что-то ужасное.

- Дети мои! - воскликнул он, сзывая всех ацанов к себе. - Пришёл наш конец! Не к добру этот ветер, гнущий козлиную бороду! Не к добру!.

Ветер всё усиливался. Он пригнал чёрные тучи, закрывшие солнце. Из-за туч на землю стали падать белые хлопья ваты. Выпал глубокий хлопковый снег. Затем загремел гром и блеснула молния. Искра от молнии воспламенила вату. И вмиг всё испепелилось вокруг.
Сгорели и ацаны. Они испытали эту ужасную участь из-за своего зазнайства и гордыни. Остались в живых только те из ацанов, которые, находясь вблизи рек и источников, бросились в воду и тем самым успели спастись, правда превратились в лягушек. А кто успел скрыться в пещерах и дуплах деревьев, обратились в чертей и змей.

Сошёл с лица земли мифический народ ацанов. Остались в горах только бесконечные руины их каменных сооружений, - заканчивается предание.

Легенду о карликовом племени знают и адыгские народы. Согласно их версии, некогда на Западном Кавказе жили карлики под названием "спи". У них зайцы служили в качестве верховых лошадей, а великаны находилисьБзерпинский ацангуар на положении рабочих. Жили они со своими лошадьми-зайцами в дольменах (по-адыгски "испун", то есть "жилище карликов"), которые были выстроены для них великанами. Таким образом, адыгские "спи", как и абхазские "ацаны", живут в каменных постройках - первые в дольменах, а вторые в своих альпийских пастушьих ацангуарах.

Как установлено, ацангуары фиксируются повсюду в Абхазии и прилегающих районах. О северо-западных границах распространения ацангуаров много противоречий. Так, например, в "Справочнике и путеводителе по Черноморской губернии" З.А. Анисимова, изданном в Новороссийске в 1907 г., сообщается: "В горах, например, на Главном хребте, в верховьях Туапсе, встречаются каменные двери (может быть это опечатка? "дворы" на мой взгляд, больше подходит. Прим. КВН.), т.е. площадки, обставленные кругом глыбами камней".

Располагаются ацангуары там, где существуют благоприятные условия для выпаса скота. Непременными условиями для сооружения ацангуар была близость воды и, в меньшей степени леса, а также наличие осыпей и других источников строительного камня.
Основой каждого из ацангуарных комплексов является жилое сооружение - "дом пастуха", представляющий собой обычно прямоугольное помещение с полезной площадью от 8 до 20-25 кв. м, со стенами толщиной до 1,5-2 м при высоте (современное состояние) до 1,2-1,5 м, вход обязательно узкий (до 0,4-0,5 м). "Дом пастуха" может стоять одиноко, но чаще его окружают различные служебные пристройки для хранения продуктов, утвари и содержанияАцангуар на пер.Псеашхо молодняка, и загоны, часто занимающие обширную площадь (до 1500-2000 кв.м). В отдельных случаях ацангуары образуют целый посёлок - "город карликов", включающий до 15-20 жилых помещений.

При постройке жилых помещений применялась панцирная кладка насухо: крупные обломки шли в облицовку, более мелкие - в забутовку. Изнутри стены обычно делались ровными, снаружи они заметно расширялись к цоколю. Такой же кладкой оформлялись наличники дверей, где камни отличаются большими размерами, а иногда применяются вертикально поставленные плиты. Фундаменты в ацангуарах отсутствуют, кладка стен начинается от Ацангуар на пер.Псеашхоповерхности почвы. Крыша видимо делалась из дерева или шкур.

Стены хозяйственных построек имеют ту же структуру, но они тоньше и ниже, сложены из более мелкого камня. Ограды для скота возводились обычно из крупных обломков камня в один, реже в два ряда. Пространство между глыбами заполнялось мелким обломочным материалом. Ширина оград обычно достигала 0,5-1 м, высота до 1 метра. В ориентировке как жилых, так и служебных построек никаких закономерностей, кроме учёта локальных особенностей, не наблюдается.

Трудно сказать, что было главным занятием древних скотоводов - козоводство или овцеводство. Не исключается, что в эпоху наиболее интенсивного строительства ацангуар основным хозяйственным занятием их создателей было овцеводство. Низкие ограды не могли бы удержать коз. Ацангуары, видимо, строились для овец, ибо овцы преодолеть их почти не могли. Кроме того, пастухи коз, чтобы иметь возможность кипятить молоко, должны были устраивать стоянки в таких местах, где имеется растительность, пригодная для использования в качестве дров, а ацангуары обычно находятся вдали от леса, в пустынных высокогорных местах, где пасутся в основном только овцы.Еще один ацангуар на Псеашхо

Следы хозяйственно-бытовой деятельности древних скотоводов-культурные остатки, как правило, встречаются в жилых сооружениях у стен, в углах, в щелях между камнями и на площадке перед фасадом.

Среди обломков керамической посуды большинство составляют крупные (высота до 40 см, диаметр тулова до 35 см) корчаги и горшки, изготовленные из тёмно-коричневой, хорошо промешанной, часто мажущейся жирной глины с обильной примесью толчёного известняка и других компонентов, выгоравших при обжиге, что придавало изделию пористость и лёгкость. Последнее обстоятельство способствовало повышенной испаряемости содержимого сосудов и, следовательно, его охлаждение, что в условиях высокогорного пастушеского хозяйства было особенно ценно для хранения молочных продуктов.

Костный материал из ацангуар, согласно определению профессора Н.И.Бурчак-Абрамовича, в массе представляет овец и коз и, гораздо реже, коров и лошадей.

Таким образом, весь археологический материал, добытый в результате, хотя выборочной и ограниченной, но систематической шурфовки ацангуар, должен быть связан с пастушеским хозяйством и датируется пока лишь ранним средневековьем (в рамках VI-X вв.).

Широкое распроАцангуар на Бзерпинском карнизе и автор статьи.странение пастушеских построек в субальпийской и альпийской зоне Абхазии и в прилегающих районах Западного Кавказа свидетельствует о существовавшем здесь в тот период развитом скотоводческом хозяйстве, которому под силу было повсеместное освоение высокогорных пастбищ, где возводились капитальные долговременные жилища и ограды.

Как показывают материалы из ацангуар Абхазии, а также из раннесредневековых горных укреплений (Псху, Ачипсе, Пслух и др.), переломный этап утверждения определённой специализации хозяйства совпадал с возникновением и развитием первого местного государственного образования - раннефеодального Абхазского царства (VIII-X вв.), созданного на базе более ранних древнеабхазских политических образований - Абасгии, Апсилии и Санигии. К заключительной стадии существования последних (VI-VIII вв.) должны, по-видимому, относиться наиболее ранние ацангуары. Следовательно, строителями и пользователями ацангуар были абасги и ближайшие родственные им апсилы и саниги, и их потомки, населявшие прилегающие к горам низины и долины в рассматриваемый (VI-X вв.) период.

Интересно, что в этот же период перегон скота на горные пастбища получил широкую практику в Византии, где крестьяне на несколько месяцев покидали свои хозяйства и уходили с козами и овцами в горы. Можно предполагать поэтому, что наряду с другими чертами (крепостное и храмовое строительство, вооружение, украшения, ряд форм керамических изделий и т.д.) и сам уклад абхазской деревни в момент её вступления в раннефеодальную стадию развития имел много общего с соседней Византией.

В XI-XII вв. в силу каких-то социально-экономических сдвигов и возможного изменения климата альпийская зона Абхазии пустеет. Во всяком случАцангуар пристроен к двум скалам, хр. Ачишхоае, в ацангуарах не обнаружены следы жизнедеятельности пастухов ни в этот, ни в более поздний период (вплоть до конца XIX в.) периоды. Материалы, выявленные в некоторых ацангуарах, свидетельствуют о том, что уже в XI-XV вв. в народе представление об ацангуарах, как о жилищах пастухов, было в основном изжито. В это время отдельные ацангуары, расположенные у перевалов и вершин, превратились в места для жертвоприношений горным духам. Ю.Н. Воронов в 1975 г. совершил восхождение на вершину Напра, где исследовал ацангуару, всё внутреннее пространство было заполнено многочисленными железными наконечниками стрел (в количестве более 15 000 штук), образовавшими но площади 6 квадратных метров слой толщиной до 40 сантиметров. Среди наконечников попадались серебряные монеты, железные кресты, сердоликовые бусы, жертвенные глиняные сосуды и другие вещи.

Известны и другие подобные святилища.

Ацангуары в районе Большого Сочи изучены далеко не полно. Частично были исследованы ацангуары на хребте Ачишхо, на Псеашхо, Кардываче, упоминались местонахождения в других местах (Л.Н. Кольценко, Л.Л. Ситников, Ш.Д. Инал-Ипа, Ю.Н. Воронов). Хорошо изучены ацангуары в Абхазии, откуда эта культура и пришла.

Члены секции краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества решили заняться исследованием ацангуар. С 1992 года были обследованы альпийские луга в районе горы Чура, на хребтах Ачишхо, Аибга, Аишха, в районе озера Кардывач, у горы Чугуш. Летом 1998 года в ходе экспедиции "Караванным путём от Сочинского побережья на Северный Кавказ" были исследованы ацангуары Псеашхо. Были обнаружены комплексы ацангуар, ранее неизвестные. Сделаны все необходимые замеры, схемы, описания, фотографии, видеозаписи. В дальнейшем эта работа будет продолжаться.

Литература:

  • Альбов Н.М. Ботанико-географические исследования в Западном Закавказье в 1893 году. ЗКОИРГО, т. XVI, Тифлис, 1894.
  • Анисимов З.А. и др., Справочник и путеводитель по Черноморской губернии. Новороссийск, 1907.:
  • Инал-Ипа Ш.Д.. Страницы исторической этнографии абхазов. Сухуми, 1971.
  • Воронов Ю.Н., Левинтас В.Б. По древним тропам горной Абхазии. Сухуми, 1982.
  • Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодар. 1979.

Костиников Владимир Николаевич

фотографии автора

Читайте также на сервере "Путь Дольмена"

Полную реконструкцию предания об ацанах Ш.Д.Инал-Ипы
Ацаны. Композиция мифа.

Статью Валганова Нартский эпос и мегалиты Кавказа.



Форум Мегалит-Кафе

Новые поступления:

Половецкая баба в Липецкой области (А.Алексеев) В этом году я присылал статью о находке стоячего камня в Елецком районе Липецкой области. Среди версий о том, что это такое было и предположение, ... [Новости]
Одиночный дольмен возле Волковки Одиночный плиточный дольмен в начале поселка Волковка на левом берегу реки Западный Дагомыс. [Сочи]
Дольмен в Волковке Сильно поврежденный дольмен стоит на окраине поселка Волковка в трех километрах в горы от Дагомыса, Сочинский район. Относится к плиточному типу. Фасадная плита обломана по ... [Мегалиты]
Скала с петроглифами, Пионерка Скала с петроглифами перед корытообразным дольменом. Стоит примерно в метре слева от портальной части мегалита. Сам мегалитический ансамбль обладает несколькими уникальными чертами. Подробнее смотрите описание ... [Знаки и Петроглифы, Петроглифы]
Одиночный корытообразный дольмен с петроглифами Целый мегалитический ансамбль составляет одиночный корытообразный дольмен, две припортальные плиты-ворота и камень с петроглифами. Все это стоит на склоне хребта неподалеку от Лазаревского за Пионеркой. [Лазаревское]
Дольмен за Пионеркой с петроглифами Корытообразный дольмен выше Свирской щели, неподалеку от п.Лазаревское, за Пионеркой на хребте, Краснодарский край. На отдельном камне слева от портальной части - скала с петроглифами, ... [Мегалиты]
Легенды Каменных Изваяний (D. L. Ashliman) Перевод Е.С.Васильевой под ред. С.В.Валганова. Данная уникальная подборка легенд, связанных с мегалитическими сооружениями Северной Европы (Англия, Шотландия, Германия, Швеция), была осуществлена профессором Эшлайманом в 1998-2002 годах ... [Статьи, Легенды]
in English

Новые тексты:

Половецкая баба в Липецкой области (А.Алексеев) В этом году я присылал статью о находке стоячего камня в Елецком районе Липецкой области. Среди версий о том, что это такое было и предположение, ... [Новости]
Легенды Каменных Изваяний (D. L. Ashliman) Перевод Е.С.Васильевой под ред. С.В.Валганова. Данная уникальная подборка легенд, связанных с мегалитическими сооружениями Северной Европы (Англия, Шотландия, Германия, Швеция), была осуществлена профессором Эшлайманом в 1998-2002 годах ... [Статьи, Легенды]
Жертвенный Камень-Волк и другие не менее интересные объекты на группе "Три Дуба" (Tropican) Летом 2006 года нам в составе очень небольшой туристической группы, удалось посетить очень красивую и пока еще незахоженную туристами, группу дольменов в урочище "Три Дуба". [Статьи, Археология и краеведение]