Мегалиты на Верхнем Дону. Размышления по поводу одной находки

А.Алексеев

Этот стоячий камень (фото В. Гапончука) мне довелось найти несколько лет назад около села Казаки Елецкого района Липецкой области. О его принадлежности к числу объектов мегалитической культуры я поначалу и не думал. На ум пришло другое. Камни, похожие на этот, я уже видел, когда ходил в археологическую разведку вдоль реки Пальна, того же района. На ее противоположных берегах (Пальна протекает по дну глубокого оврага) вертикально вкопаны две известняковые плиты. От стелы, найденной у села Казаки, они отличаются размерами (раза в полтора ниже и более чем в два раза шире), но похожи закругленной формой навершия. Участвовавший в той разведке археолог Елецкого университета Н.А. Тропин высказал предположение, что это стилизованные половецкие бабы.

Стоячий камень у села Казаки
Сегодня на территории Липецкой области таких артефактов нет, но известно, что еще в начале прошлого века, выше по Дону, в Лебедянском уезде, крестьяне одной из деревень скинули в реку, стоявшую на кургане половецкую бабу. Тем не менее, отсутствие явных антропоморфных черт на найденных на берегах Пальны и у села Казаки изваяниях, заставило других исследователей усомниться в предположении Н.А. Тропина. Липецкий археолог И.А.Козмирчук назвал наиболее вероятным их отнесение к межевым знакам 17 -19 веков. По его утверждению, похожий стоячий камень, он видел у с. Подгорное Хлевенского района Липецкой области. И рядом с ним явно читалась межевая канава.

Таким образом, единого мнения по поводу времени появления стоячих камней на территории современной Липецкой области у специалистов нет. Более того. Датировка в обоих случаях весьма условна. И основывается на аналогии с ранее идентифицированными артефактами. Мегалиты же в качестве аналогов в данном случае выступать не могут. При описании древней истории Верхнего Дона они упоминаются исключительно вскользь, да и то крайне редко. Насколько мне известно, - здесь к мегалитам отнесен только один объект. Но о нем речь пойдет позже. В любом случае, находка столь необычных камней - достаточный повод для предположения об их принадлежности к мегалитическим культурам, а значит и выдвижения гипотезы о существовании мегалитических традиций в Подонье.

Отнесение появления стоячих камней к более раннему времени, чем второе тысячелетие нашей эры, может показаться слишком смелым только на первый взгляд. Дело в том, что на Верхнедонских территориях существует так называемый феномен "омоложения курганов". Заключается он в том, что местные жители дают им от силы лет триста и связывают с орудовавшими здесь шайками разбойников. Таких примеров немало и в истории мировой археологии. Достаточно вспомнить найденные Шлиманом купольные гробницы, которые окрестное население считало недавно заброшенными печами для выжига извести. Но вернемся в Подонье. В двух расположенных по Дону районах - Лебедянском и Данковском существует цикл легенд о разбойниках. Например, согласно преданию, Лебедянь была основана в позднее средневековье разбойником Тяпкой. Вместе со своей шайкой он грабил проплывавших по Дону купцов. Гора над рекой в центре Лебедяни до сих пор называется Тяпкиной. Еще один герой местного, и не только местного, фольклора - разбойник Кудеяр. С именем этого субъекта тоже связано немало мест. Одно из них - мыс на берегу Дона у села Долгое Данковского района. Согласно преданию, когда - то здесь была Кудеярова крепость. Окруженный казаками, Кудеяр зарыл награбленные сокровища в землю, а сверху поставил своего коня. Чтобы никто не мог добраться до золота, Кудеяр, который к тому же был и колдуном, превратил лошадь в камень. Он до сих пор лежит на том месте. За необычный синеватый оттенок его называют еще и Синь-камнем. Говорят, что окаменевший конь приобрел такой оттенок, после того, как казаки подожгли крепость, что бы выкурить Кудеяра. Вот такая история. А не тот ли это случай, когда народная память омолаживает отголоски далекого прошлого, придавая им более доступные пониманию черты?

То, что принято называть Кудеяровыми городками, после исследований оказывается скифскими или славянскими городищами. А чем могут оказаться связанные с легендой о Кудеяре камни? Не являются ли эти окаменевшие кони, а такой камень не единственный, подобием тульского Конь - камня? Если допустить, что этот объект (Конь - камень с Красивой мечи) действительно относится к мегалитической культуре, то и принадлежность к ней его липецких аналогов тоже весьма вероятна.

Подонье является частью огромной территории, которую еще в 4 тысячелетии до нашей эры объединял общий экономический базис - скотоводство с коневодческим уклоном. Подвижный быт способствовал быстрому распространению единых признаков материальной и духовной культуры. В частности, речь идет о культе коня, выразившемся в появлении жертвенников из конских голов. (1 С. 103). А если такие святилища воздвигались к тому же и из камня, то, скорее всего, не только на берегу реки, носящей ныне название Красивой Мечи, но и на сопредельных участках, относящихся к бассейну Дона. В том числе, и занимаемых ныне Данковским, Лебедянским, Задонским, Хлевенским и частично Елецким и Краснинским районами Липецкой области. Кстати, немногим южнее, по Дону, на территории соседней Воронежской области находится Мастищенский лабиринт. В том, что это мегалит, насколько мне известно, никто не сомневается. Он состоит из шести колец, окружающих круглую площадку. (Схема Мастищенского лабиринта. 1 С. 159) Кольца сложены из камней, высота которых не превышает полуметра. По мнению археологов, это святилище, функционировавшее между третьим и вторым тысячелетием нашей эры. В пользу такой версии свидетельствуют найденные там фрагменты сосудов и костные остатки жертвоприношений. (1 С. 158). Таким образом, если мегалиты есть и выше и ниже по Дону (севернее - Конь - камень, южнее Мастищенский лабиринт), отчего бы им не оказаться и в бассейне Дона, на территории Липецкой области? Тем более, что по археологическим данным, всю эту территорию на разных отрезках времени, начиная с неолита, как правило, занимали представители одних и тех же археологических культур, бывших носителями одинаковых традиций.

Кстати о неолите. На Дону он начинается в 5 тысячелетии до н. э. и заканчивается в 3 тысячелетии до н.э. Как известно, начиная с этой археологической эпохи, люди смогли себе позволить затрачивать определенные усилия не только на добычу хлеба насущного. Ведущими видами хозяйственной деятельности становятся земледелие и скотоводство (в случае с Подоньем еще и рыболовство), а значит, стало возможным накопление продовольственных резервов. Вдобавок к освободившимся рукам, человечество получило и несколько технологических приемов, без которых появление развитых мегалитических культур вряд ли было бы возможным. Речь в данном случае идет не просто о строителях менгиров и кромлехов ( здесь главная техническая проблема - перемещение, подъем и установка камней большой массы), а о тех, кто возводил дольмены, подобные кавказским. В случае с дольменами речь идет еще и о точной обработке материала. Так вот, два необходимых для этого приема - шлифовка и сверление, фиксируются, начиная с неолита, на огромных территориях. Например, этот шлифованный топор (фото Т. Астахова) был найден в Данковском районе Липецкой области. Судя по имитации литейных швов, его сделали уже в эпоху бронзы. Скорее всего, в ее начале - времени широкого распространения мегалитов. Этот топор можно считать моделью дольмена. Естественно не в сакральном, а технологическом смысле. (Хотя сакральные параллели тоже нельзя полностью исключать. Ведь топор, подобно булаве, был еще и символом власти. А каменные топоры эпохи бронзы - тем более. Та же имитация литейных швов на таких топорах подтверждает, что это не просто пережиток). Здесь тоже имеет место и сверление, и шлифовка камня. Получается, что необходимая технология у жителей Подонья была. Не приходится сомневаться и в их желании и умении возводить циклопические сооружения. Курганы тому пример. Средний Донской курган эпохи бронзы - это сотни кубических метров грунта. (1. С. 115)

А теперь о возможности привнесения традиций мегалитического строительства извне. В частности, из ареала распространения дольменов. На рубеже 3 и 2 тысячелетий до н. э. в среду донских племен проникает население с совсем иными особенностями материальной и духовной культуры. Известно, что они были знакомы со Среднеземноморскими традициями (погребения с катакомбами). Но самое интересное, что "все металлические предметы этой культуры изготовлены уже из кавказского сырья, и многие из них прямо могут рассматриваться как кавказский импорт. Следовательно, в своей культурно - хозяйственной деятельности донское катакомбное население ориентировалось на районы Кавказа и Предкавказья." (1 С. 121). А как известно, даже для миграции языка, достаточно горстки носителей. (2 С. 43). Так что привнесение в Подонье традиций строительства мегалитов со стороны (и не обязательно только с южной) вполне возможно.

Послесловие

Необходимыми технологиями население Подонья обладало. Трудоемкими проектами не чуралось. Позаимствовать мегалитические традиции было у кого. А значит, имеет смысл искать следы их мегалитических экспериментов. Проблема заключается в том, что отличить просто камень от камня со смыслом может далеко не каждый. Археологи же, во время своих разведок тому, что лежит на поверхности, уделяют мало внимания. Приведу пример из собственной практики. Лето 96. Наша экспедиция раскапывает мезолитическую стоянку на берегу речки Вязовки - одного из притоков Дона в Данковском районе. Недалеко от лагеря, на высоком берегу я почти случайно наткнулся на похожий на большое (высотой до метра) куриное яйцо, белый валун. На его вершине находилось углубление, напоминающее человеческий пуп. Сразу вспомнился античный "Пуп Земли" - омфал. Но возникший смутный интерес привлек мое внимание не столько к этому камню, сколько к земле около его основания. Дело в том, что валун лежал на краю распаханного поля. До речного обрыва приблизительно 30 метров. И если кругом на пашне ничего заметно не было, то вокруг этого камня, в радиусе где - то десяти метров, на поверхности были заметны небольшие обломки разнообразной твердой породы. Вернувшись с лопатой, я нашел там несколько классических верхнепалеолитических отщепов. (Экспертизу находки проводил археолог Липецкого педагогического университета А.Н. Бессуднов). Но, что самое интересное, за время пребывания на вновь открытом памятнике, никто из присутствовавших, включая и меня, ни разу не высказал предположения о возможной связи этих находок с необычным камнем. А как знать, может совсем неспроста древние обитатели берегов Вязовки ( или как она у них тогда называлась) выбрали место для своей мастерской именно возле этого валуна?

Литература.

  1. Винников А.З., Синюк А.Т. По дорогам минувших столетий. Археологи о древней истории Воронежского края.// Воронеж: Центр. - Чернозем. Кн. Изд - во, 1990.
  2. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. // М.: Школа "Языки русской культуры", 1998.
Липецк

Форум Мегалит-Кафе

Новые поступления:

Половецкая баба в Липецкой области (А.Алексеев) В этом году я присылал статью о находке стоячего камня в Елецком районе Липецкой области. Среди версий о том, что это такое было и предположение, ... [Новости]
Одиночный дольмен возле Волковки Одиночный плиточный дольмен в начале поселка Волковка на левом берегу реки Западный Дагомыс. [Сочи]
Дольмен в Волковке Сильно поврежденный дольмен стоит на окраине поселка Волковка в трех километрах в горы от Дагомыса, Сочинский район. Относится к плиточному типу. Фасадная плита обломана по ... [Мегалиты]
Скала с петроглифами, Пионерка Скала с петроглифами перед корытообразным дольменом. Стоит примерно в метре слева от портальной части мегалита. Сам мегалитический ансамбль обладает несколькими уникальными чертами. Подробнее смотрите описание ... [Знаки и Петроглифы, Петроглифы]
Одиночный корытообразный дольмен с петроглифами Целый мегалитический ансамбль составляет одиночный корытообразный дольмен, две припортальные плиты-ворота и камень с петроглифами. Все это стоит на склоне хребта неподалеку от Лазаревского за Пионеркой. [Лазаревское]
Дольмен за Пионеркой с петроглифами Корытообразный дольмен выше Свирской щели, неподалеку от п.Лазаревское, за Пионеркой на хребте, Краснодарский край. На отдельном камне слева от портальной части - скала с петроглифами, ... [Мегалиты]
Легенды Каменных Изваяний (D. L. Ashliman) Перевод Е.С.Васильевой под ред. С.В.Валганова. Данная уникальная подборка легенд, связанных с мегалитическими сооружениями Северной Европы (Англия, Шотландия, Германия, Швеция), была осуществлена профессором Эшлайманом в 1998-2002 годах ... [Статьи, Легенды]
in English

Новые тексты:

Половецкая баба в Липецкой области (А.Алексеев) В этом году я присылал статью о находке стоячего камня в Елецком районе Липецкой области. Среди версий о том, что это такое было и предположение, ... [Новости]
Легенды Каменных Изваяний (D. L. Ashliman) Перевод Е.С.Васильевой под ред. С.В.Валганова. Данная уникальная подборка легенд, связанных с мегалитическими сооружениями Северной Европы (Англия, Шотландия, Германия, Швеция), была осуществлена профессором Эшлайманом в 1998-2002 годах ... [Статьи, Легенды]
Жертвенный Камень-Волк и другие не менее интересные объекты на группе "Три Дуба" (Tropican) Летом 2006 года нам в составе очень небольшой туристической группы, удалось посетить очень красивую и пока еще незахоженную туристами, группу дольменов в урочище "Три Дуба". [Статьи, Археология и краеведение]