Нартский эпос и мегалиты Кавказа

С.В.Валганов

... моя точка зрения может не совпадать

Так по сказаниям выглядит иныжЭпос о нартах - циклы сказаний о неком народе, когда-то населявшем Северный и Северо-Западный Кавказ. Линии сюжета иногда связаны между собой, иногда обрываются. Нартов окружает сказочная страна: вокруг них живут разные волшебные существа, драконы, великаны, карлики и подводные жители.

Нартский эпос. Серия сказаний, объединенных общим главным действующим лицом - таинственным и героическим народом Нартов. Нас будет интересовать, что можно почерпнуть из Нартского эпоса для понимания культуры мегалитов и даже их датировки. Действительно, существовал некий народ с прекрасной технологией обработки камня. Возможно, что-то и осталось в памяти человечества в виде сказаний, упоминаний или просто легких намеков?

Кто были эти Нарты? Опять же, и здесь нет однозначного ответа. В линии сюжетов можно провести параллели как с греческими мифами, так и с русскими сказками и грузинскими сказаниями. Есть работы, связывающие ( по анализу божеств и небожителей ) нартский эпос со скифами (через греческие источники) или с индоарийской и древнеиранской мифологией.

Дело в том, что народы, населяющие сейчас Северный и Северо - Западный Кавказ, имеют разное происхождение. Например, осетинов выводят из аланов - сарматов, у абхазских и адыгских народов есть языковые параллели с древним Хаттским государством и даже с басками. Суть не в истинности одного или нескольких этих предположений, а констатация факта, что носителями, хранителями Нартского эпоса были народы разные, как по своему историко-географическому пути, так и по языку. Кроме того, при всей разности аспектов сказаний, многочисленных пересекающихся и непересекающихся сюжетах и именах героев, легенды имеют серию инвариантов, как, собственно, само слово "нарт" (нярт), имя одной из главных или даже центральной женской фигуры - Сатанай - гуаша (Сатана, Сатаней, Шатана) и несколько других. Все это с очевидностью говорит о чисто Северо-Кавказском (+ Абхазия) происхождении основной части сюжетов эпоса, а о Нартах - как о некоем могущественном народе, который там жил.

Конечно, наверняка здесь много заимствований, сюжетных отражений и размножений сюжетов. Без этого, наверное, не обходится ни один эпический источник. Должны быть наложения смены вероисповеданий, каждое из которых привносит свои сюжеты и героев.

А что же дольмены? Народы исторической Адыгеи напрямую связывают строительство дольменов с некими карликами - испами (испун, спу). Содержание легенды вкратце таково.

Жило когда-то на Кавказе племя маленьких людей - карликов. Жили они на лысых вершинах гор и хребтов, разводили скот. В качестве транспорта испы использовали зайцев - ездили на них верхом. Как говорят, зайцы так и не могут бегать, как остальные звери потому, что ноги им спутали маленькие люди. Были они очень сильными, умными и свободолюбивыми. Знали ремесла, работали с металлами.

А дно глубоких долин и ущелий населяли великаны - иныжи. Были они глуповатыми и злобными, как водится, тело их покрывала шерсть. Жили иныжи то ли в пещерах, то ли в домах. И вот эти самые маленькие гордые испы поработили иныжей и заставили их строить себе домики - те, которые мы сейчас называем дольменами.

Но произошло какое-то вселенское бедствие, испы, как и иныжи, погибли. А те, кто остался, живут и сейчас глубоко под землей. Лишь иногда нарты видели их вождя - маленького старца с длинной седой бородой. По ночам он иногда разъезжает верхом на петухе.

Итак, в Адыгее испы строили дольмены, а в Абхазии - ацангуары и некие домики (какие - неясно). Ацангуары - это сохранившиеся до наших дней на вершинах хребтов изгороди из камней. Они имеют самую разную форму. Часто в изгородях несколько "отделений" или несколько изгородей примыкают друг к другу. Ацангуары известны на Кавказе от уровня Туапсе до Абхазии - места наибольшей концентрации этих сооружений. По легендам, ацангуары ( ацаны, цании - это те же карлики, только в Абхазском нартском эпосе) являются остатками изгородей, за которыми ацаны держали скот, а также остатки их жилищ и крепостей. Датируют их до полуторы тысяч лет до н.э., но здесь есть некая трудность - остатки старых изгородей соседствуют сейчас с остатками новых, развалинами старых и современных кошей и пристроек к ним. Неспециалист (а, возможно, и специалист) вряд ли сможет однозначно определить, что позднее, а что современное, глядя на эти развалины. Из чего следует, что и использовать и перестраивать их на протяжении веков могли многократно.

Благодаря уникальной работе, проведенной абхазским исследователем и краеведом Ш.Д.Инал-Ипой, который реконструировал из обрывков нартского эпоса стройный миф о карликах - ацанах, вы можете сами окунуться в этот странный мир возможных древних мегалитостроителей. Очень рекомендую почитать - прекрасно написано!

Чтобы не терять нити, немного коснусь содержания реконструкции легенды.

Жили когда-то карлики. Жили они или одновременно с нартами, или раньше. Были они очень свободолюбивыми и сильными. Строили свои каменные изгороди и домики (не дольмены ли? - в Абхазии они есть). И никого над собой не признавали. Даже бога. Впрочем, ацаны были умнее бога! Всему они научились сами, а кое-чему научили и нартов. И возгордились ацаны. Стали ругать, дразнить бога. А бог и не знал, что с ними делать - не умел! И вот заслал бог к ним своего сына (племянника). Ацаны воспитали его. А потом хитрый бог подослал своего родственника к ним, чтобы выведать секрет их неуязвимости. И выведал. Все кончилось вселенской катастрофой - ацаны погибли или от грандиозного пожара, или наводнения, или резкого похолодания. Лишь некоторые живут где-то под землей и до сих пор безуспешно пытаются выбраться наверх. И еще у нартов есть герой (в данной реконструкции Цвицв), мать которого из народа ацанов.


Кроме того, в нартском эпосе присутствует легенда, очень похожая на греческий миф о титане Прометее и Геракле, освободившем его. Вообще, разные варианты этой легенды встречаются практически у всех народов Кавказа. Роль Прометея в адыгском варианте исполняет старейшина нартов богоборец Насрен-жаче (Абрскил у абхазов). Бог приковал Насрена за дерзость цепями к горам. А освободил его, принеся нартам огонь, другой герой - Петерез (Батраз). Интересно то, что герой-освободитель, по некоторым вариантам сказаний, и есть сын карликов и нартов. В грузинском эпосе герою-богоборцу, прикованному к скале, соответствует образ Амирани. А Амирани уже можно пытаться датировать! Следы образа героя грузинские исследователи видят в археологических находках, относящихся к 3-му тысячелетию до н.э. (пояс из Мцхеты, Триалетский кубок, Казбегский клад)! Но, согласно легендам, карликовый народ жил до и, частично, одновременно с нартами. Значит, можно предположить, что Кавказские мегалиты строили не ранее 3-го тысячелетия до н.э.

Народ нартов исчез по разным источникам, по-разному. Иногда говорится, что они куда-то ушли, иногда - что их наказал, как и испов, бог за богоборческие действия, наслав какой-то всеобщий катаклизм. Интересен один из адыгских источников о конце нартов.

Как-то раз один из нартов увидел маленького неказистого (пецый - адыг.) человечка. "Нам здесь нечего больше делать!" - решили нарты и ушли. Край достался адыгам. Перед уходом нарты попросили бога Тха как-то увековечить их имя. И бог дал кукурузу (натыф).

Здесь можно отметить, что под маленьким неказистым человеком подразумевается просто нынешний человек, а не сверх-герой, какими были нарты. Это, кстати, означает, что испы-ацаны, если и существовали, то не так кардинально отличались от нас, ныне живущих людей.

Эпос, включающий в себя сведения о карликах (строителях мегалитических сооружений) характерен для мест, где и находятся эти самые мегалиты. Т.е. это Адыгея (Черкесия) и Абхазия. Но что особенно заметно - в нартском эпосе, за исключением как бы особняком стоящей адыгской истории об испах, нет никаких упоминаний о дольменах. Как уже отмечалось, некоторые циклы нартских сказаний достаточно древние. Способы погребения, упоминаемые в эпосе, никак не могут быть привязаны к дольменам. Из упоминаемых ремесел искусство обработки камня и выбора скальной породы для каких-либо нужд не упоминается! Культовые места и места игр и состязаний никак не иденцифицируются с такими сооружениями как Псынако-1. Псынако-1, реконструкция.И это при том, что многие дольмены были в свое время чрезвычайно посещаемыми местами. Наряду с дольменами, каменные пробки которых притерты к отверстию очень качественно, многие пробки истерты от частого использования достаточно сильно (группа хребта Нихетх, например). Пробка подкурганного дольмена с галереей (тот же Псынако-1) была истерта настолько, как отмечал В.И.Марковин, что для того, чтобы она не вываливалась из отверстия, под "шляпу" был подложен камень. А ведь подземный ход к дольмену имеет характерное сечение 0.5м. Это не истертые ступени храмов, где за короткое время может пройти множество людей. Чтобы попасть к подземному дольмену, надо было проползти около 10м по галерее (дромосу). Т.е. дольмен использовался в качестве культового сооружения долго и интенсивно.

Все это говорит о том, что та древняя культура, которая послужила прообразом для начала накопления цикла сказаний о нартах, никакое отношение к дольменам не имела. При этом инварианты имен и отдельных событий говорят, что в формировании эпоса участвовала кавказская культура, существовавшая до существенного разделения языков, и которая в той или иной степени участвовала в формировании многих нынешних народов Кавказа. Археологические раскопки, связанные с сюжетом Амирани (Грузия) - Амир (Дагестан) - Абрскил (Абхазия) - Насрен (Адыгея) - ...- позволяют поставить верхнюю грань датировки культуры дольменостроителей в середину 3-го тыс. до н.э. Все более поздние датировки дольменов связаны с внесистемными, эпизодическими дозахоронениями и перезахоронениями!

А теперь немного отойдем от жесткой аргументации и немного дадим волю фантазии (совсем чуть-чуть) для построения гипотез.

Посмотрим повнимательнее на обломки легенд о карликах. За исключением приведенной на сайте абхазской легенды о происхождении Цвицва, карлики не взаимодействуют с нартами на протяжении их приключений. Отдельные истории о столкновениях с подземными карликами не производят впечатления связанных с карликами - жителями вершин и хребтов. Даже в легенде о Цвицве ацаны никакие - ни плохие, ни хорошие, ни помощники, ни враги, ни повелители, ни подчиненные. Карлики не производят впечатления неких хтонических (космическо-природный смысл) существ или существ, несущих некую нравственно-смысловую нагрузку, что присуще всем попросту придуманным сказочным персонажам. Это, кстати, сильно отличает их от прочих существ кавказского эпоса - иныжей (айныжей), дэвов, подводных донбеттыров, драконов и небожителей. Как и от карликов-гномов северного эпоса (Старшая Эдда), живущих под землей. Сказание не могло быть и привнесено - есть привязка к конкретному типу построек - дольмены и ацангуары. А ведь это не "бродящая" географическая привязка, как сюжет о прообразе Прометея - почти у каждого народа есть свое конкретное место, куда его приковывали, это привязка к типу сооружений.

Методом исключения получается, что мы имеем дело с действительно осколками осколков сведений о когда-то существовавшем народе мегалитостроителей. А не столкнулись ли мы с Началом северных сказаний о подземных гномах, как бы их надземной частью? Ну да ладно, это уже совсем другая история...

Перескажем еще раз, максимально абстрагируясь от деталей, "скелет" мифа.

Жили невысокие люди. Они обладали более высокой (ненамного) технологией или возможностями, чем рассказчики-нарты. Жили они в том числе и на вершинах хребтов. Ни с кем не воевали. Строили мегалитические сооружения. Их существование прервалось вместе с резким изменением климата. В мифе красной нитью проходит богоборческий мотив.

Пожалуй, все. Интересно, что богоборческий мотив вообще особенно характерен для Абхазско - Адыгского - Абазинского варианта нартского эпоса. Во многих циклах боги практически не упоминаются (в отличие от, например, осетинского варианта). Богоборческий мотив, или, точнее, богонезависимая окраска характерна именно для нартского эпоса районов распространения дольменных построек. Для уяснения этого факта совсем необязательно опять обращаться к прообразам мифа о Прометее. Достаточно просто заметить, что, в отличие, например, от греческой мифологии, с одной стороны или, ну, например, Велесовой книги, герои нартов мегалитического региона не обращаются через слово к богам. Если что и есть, так, скорее, обращение почти как с равным. Это может свидетельствовать либо о достаточной древности варианта, либо о трудноуловимом налете, настроении, возможно, способе мышления некой другой нации, культуры. На побережье Черного моря в свое время было достаточно колоний, чтобы эпос эллинизировался. Были и другие возможности - ислам, христианство. Да, конечно, все это в некоторой степени нашло отражение в эпосе, однако, здесь - почему-то в меньшей степени, нежели в остальных местах.

Еще немного об ином способе мышления. Есть некая особенность в технике строительства некоторых дольменов, которая позволяет говорить о несколько другой логике мегалитостроителей вообще. Это, конечно, целая большая тема, и мы коснемся ее сейчас совсем немного. Как бы мы сейчас стали строить модульный дом? Например, из каменных кирпичей, блоков. Мы бы попытались сделать максимально ровные поверхности модулей-блоков, а затем собрали бы конструкцию. Но среди дольменов встречаются каменные блоки, притертые по криволинейной поверхности сразу по нескольким граням (составной дольмен на горе Нексис и дворик дольмена в Джубге, например). Т.е. вот эти тяжеленные песчаниковые глыбы подгонялись уже при сборке сразу в нескольких местах. И как подгонялись! Но ведь это неудобно, скажем мы! И правильно сделаем. А вот Им было удобнее так... И уровень технологии позволял делать прямые поверхности. Это все к вопросу о налете иного мышления, иной логики.

Вот этот самый момент подгонки огромных каменных глыб по криволинейной поверхности сразу в нескольких плоскостях характерен практически для всех мегалитических регионов мира. Включая и Мексику, и Южную Америку. Но тему технологии мы рассмотрим в другой раз...

Резюме - вполне естественно, что отзвуки культуры с другим мышлением, которое, очевидно, касалось не только техники строительства, привели к противоречию с богами нартов, или тех, кто эти сказания пересказывал. Со временем детали стерлись, события забылись. Осталась только никуда не влезающая логика действий. А куда такой народ записать рассказчику, как не в богоборцы? Впрочем, возможно, это действительно отзвуки каких-то других, грозных и непонятных издалека событий.

Теперь о маленьком народе. А, собственно, почему маленький? А вот, предположим, вспоминает сказитель легенду или древний рассказ о дольменостроителях. И смотрит на дольмен. И сам в дольмен через отверстие пролезть не может, и для чего он строился тогда - тоже не знает. Значит, карлики... Я думаю, так и возникло искажение о маленьких неказистых людях.

У нас остался еще катаклизм. В относительно историческое время их было несколько. Во-первых, это извержение вулкана Санторин на Крите, уничтожившее необычайно развитую культуру Крита в середине 2-го тысячелетия до н.э. Здесь можно, естественно, ожидать только вторичные эффекты. Например, из-за задымления атмосферы могло произойти временное похолодание. По всей земле, кстати.

Есть еще гипотеза прорыва Мраморного моря. Суть ее в том, что когда-то Черное море было вовсе не морем, а озером, причем пресным. Исследования проводились в 60-х годах совместной советско-болгарско-турецко-американской экспедицией. Российские геофизики опубликовали свои результаты в 1976 году. А в 1998 вышла книга в Штатах, написанная тоже участниками той же экспедиции (профессора Колумбийского университета William Ryan и Walter Pitman). Уровень Черного моря был на 150 - 200 м ниже, чем теперь. Пресноводность определялась по моллюскам на берегах, как и момент изменения воды с пресной на соленую. Датировка катастрофы - 5600 лет до н.э. по радиоуглероду! Азовского моря не было вовсе, а Дон и Кубань впадали в море (озеро), видимо, одной рекой. На основе уже не только геофизических данных авторы проталкивают идею, что нынешнее дно Черного моря есть колыбель современной цивилизации. К этому можно добавить, что целых дольменов вблизи берега моря практически нет, а те, что есть, либо необычайно большие (Джубга, Волконка), либо в большинстве своем подкурганные или заключенные в толос (Архипо-Осиповка, Новороссийск). Волна? Очевидно, что относительно быстрое изменение площади поверхности воды должно было привести еще и к погодным катаклизмам. Да и сами Дарданеллы вряд ли обрушились просто так - наверняка было что-то еще - сильное землетрясение хотя бы.

Да, это была крупная катастрофа. Но имеет ли она отношение к нашей - неясно. Ясно одно, что если крупный катаклизм был, он не мог не отразиться в эпосе в той или иной форме. Время могло стереть детали, а фантазия добавила новые. А если катаклизм был не один, то здесь мы с эпосом уже ничего поделать не можем - данных нет. За время существования мифа, сведения могли неоднократно сложиться и размножиться. Единственная зацепка, которая есть - это то, что по абхазской легенде уровень моря был выше, чем теперь! Поэтому, если читать миф буквально, то дату жизни мегалитостроителей надо отодвигать еще дальше во времена последних ледниковых и связанных с ним потрясений, когда образовывались новые реки, озера, менялся прогиб земной коры - в 7 - ... тысячелетия до н.э.

Иной хитрый читатель может возразить, что несколько тысячелетий для любого мифа - это слишком много. Общепринятый срок жизни устного сказания составляет около 2000 лет. Что ж, поставьте эксперимент. Или подумайте. На равнине потенциальная неустойчивость любой легенды связана в первую очередь с перемещением народа в пространстве и с попаданием в зависимость от другой сильной культуры, ассимиляция, не говоря уже о полном уничтожении нации. Но с Кавказа полностью выбить ни один народ нельзя. Как и полностью подчинить, только частично и достаточно условно. Каждая долина - это естественная крепость. Народы Кавказа и окружающих равнин, начиная со славянского казачества и кончая горцами - прирожденные воины. Побережье Кавказа от Геленджика и дальше до Абхазии, частично, включая и ее, - это глубокие долины с хребтами, уходящими в море. А бухт нет, только в Геленджике. И сам Кавказ с севера.
Все ведет к тому, что именно здесь эпос мог просуществовать достаточно долго, втянув в себя информацию с разных точек реки Времени...

Статья замышлялась как краткое предисловие к реконструкции мифа о карликах, сделанной в свое время абхазским краеведом Ш.Д.Инал-Апой. Наверное, она получилась чуть больше, чем было задумано. Но ежели вы все-таки дочитали до этого места, так взгляните еще и на абхазскую легенду.

Ш.Д. Инал-Ипа "Ацаны. Композиция мифа"

Кроме того, можно почитать еще осетинский вариант нартского эпоса на страницах журнала "Дарьял" - пока единственные тексты мифа, представленные в интернете на русском языке.

Дарьял-3-97
Дарьял-2-98
Дарьял-4-98
Дарьял-2-99



Форум Мегалит-Кафе

Новые поступления:

Половецкая баба в Липецкой области (А.Алексеев) В этом году я присылал статью о находке стоячего камня в Елецком районе Липецкой области. Среди версий о том, что это такое было и предположение, ... [Новости]
Одиночный дольмен возле Волковки Одиночный плиточный дольмен в начале поселка Волковка на левом берегу реки Западный Дагомыс. [Сочи]
Дольмен в Волковке Сильно поврежденный дольмен стоит на окраине поселка Волковка в трех километрах в горы от Дагомыса, Сочинский район. Относится к плиточному типу. Фасадная плита обломана по ... [Мегалиты]
Скала с петроглифами, Пионерка Скала с петроглифами перед корытообразным дольменом. Стоит примерно в метре слева от портальной части мегалита. Сам мегалитический ансамбль обладает несколькими уникальными чертами. Подробнее смотрите описание ... [Знаки и Петроглифы, Петроглифы]
Одиночный корытообразный дольмен с петроглифами Целый мегалитический ансамбль составляет одиночный корытообразный дольмен, две припортальные плиты-ворота и камень с петроглифами. Все это стоит на склоне хребта неподалеку от Лазаревского за Пионеркой. [Лазаревское]
Дольмен за Пионеркой с петроглифами Корытообразный дольмен выше Свирской щели, неподалеку от п.Лазаревское, за Пионеркой на хребте, Краснодарский край. На отдельном камне слева от портальной части - скала с петроглифами, ... [Мегалиты]
Легенды Каменных Изваяний (D. L. Ashliman) Перевод Е.С.Васильевой под ред. С.В.Валганова. Данная уникальная подборка легенд, связанных с мегалитическими сооружениями Северной Европы (Англия, Шотландия, Германия, Швеция), была осуществлена профессором Эшлайманом в 1998-2002 годах ... [Статьи, Легенды]
in English

Новые тексты:

Половецкая баба в Липецкой области (А.Алексеев) В этом году я присылал статью о находке стоячего камня в Елецком районе Липецкой области. Среди версий о том, что это такое было и предположение, ... [Новости]
Легенды Каменных Изваяний (D. L. Ashliman) Перевод Е.С.Васильевой под ред. С.В.Валганова. Данная уникальная подборка легенд, связанных с мегалитическими сооружениями Северной Европы (Англия, Шотландия, Германия, Швеция), была осуществлена профессором Эшлайманом в 1998-2002 годах ... [Статьи, Легенды]
Жертвенный Камень-Волк и другие не менее интересные объекты на группе "Три Дуба" (Tropican) Летом 2006 года нам в составе очень небольшой туристической группы, удалось посетить очень красивую и пока еще незахоженную туристами, группу дольменов в урочище "Три Дуба". [Статьи, Археология и краеведение]